Некоторые птицы так же умны, как и млекопитающие. Например, врановые, к которым относятся воро́ны, во́роны, грачи и другие, могут планировать будущее так же хорошо, как и шимпанзе, и куда успешнее справляются с зефирным тестом — экспериментом отсроченного удовольствия: «Не бери награду сейчас, чтобы потом получить бо́льшую награду». Во́роны в таком тесте готовы сдерживаться 10 минут, а шимпанзе контролируют себя не дольше 4 минут.
- Врановые и человекообразные обезьяны независимо развили когнитивные способности схожей сложности. Отчасти это связано с тем, что в процессе эволюции они сталкивались с аналогичным давлением естественного отбора. И те и другие живут преимущественно в социальных группах, которые требуют понимания мотивов и желаний других особей, а также всеядны и ищут широкий ассортимент продуктов питания, для добычи которых порой нужны инструменты.
- Поскольку большой и тяжелый мозг не совместим с полетом, птицы «научились» сложному поведению и с крошечным по меркам млекопитающих мозгом. Нейроны в мозге птиц упакованы намного плотнее, чем у млекопитающих. У них примерно в 4 раза больше нейронов на единицу объема, чем у человека. Поэтому нейроны птиц быстрее передают информацию друг другу.
- Особенно плотно нейроны расположены в птичьем аналоге коры больших полушарий, который называют мантией мозга или паллиумом. Как и неокортекс у млекопитающих, паллиум связан со сложным поведением. При этом у птиц размеры переднего мозга — так называют паллиум и субпаллиум (подплащевые структуры) вместе — относительно всего мозга хорошо коррелируют с интеллектом. Врановые по этому параметру особенно выделяются: их передний мозг занимает до 80% всего мозга.
- И что мы имеем в итоге: врановые умеют планировать сложные многоступенчатые действия, запоминать их последовательность, способны к абстрактному мышлению. В общем, врановые по праву считаются одними из умнейших птиц на планете.